«

»

Янв 25

Разработка рекомендаций по стимулирование инновационной активности организаций

     Ускорение темпов научно-технологического прогресса, одновременно сопровождаемое усилением борьбы за технологическое лидерство и новые ниши на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Основу мировой экономики образуют инновационные технологии, базирующиеся на внедрении новых знаний и информации.

Белорусская наука должна быть практикоориентированной.

Белорусская прикладная наука сосредоточена не только в Национальной академии наук, но и в министерствах, а также – непосредственно на предприятиях. Примером гармоничного соединения производства и науки, которые дают результат мирового уровня, являются такие ГНПО точного машиностроения «Планар» и НПО«Интеграл». Но, к сожалению, это не стало массовым явлением. Гораздо чаще мы сталкиваемся с научными разработками, которые если и являются важными новациями, то только в масштабах страны. Сегодня этого уже недостаточно.

«То чем, сейчас занимаются Академия наук и другие научные организации страны, полезно, но мелко, революционных открытий и разработок нет. Я готов к любым, даже революционным решениям. Сегодня нужно не только развитие, нужен прорыв», — заявил на совещании с ведущими учеными в 2014 году Президент Беларуси Александр Лукашенко. Также Глава государства отметил, что «отсутствие системы государственного заказа в Беларуси – вина не только ученых, но прежде всего управленцев. На правительство и министров возложена персональная ответственность за своевременное выполнение научно-технических программ, целевое и эффективное использование денежных средств. Именно они призваны четко ставить перед учеными задачи, выделять на их решение необходимые средства и спрашивать за результат. Если такого не будет – ученые так и будут заниматься исследованиями зачастую по надуманным темам».

Результаты работы науки – основа для ежегодного создания высокотехнологичных производств, новых продуктов, прогрессивных материалов. Каждый менеджер – это своего рода ученый на своем рабочем месте и, наоборот.

Создание новых производств будет основываться на имеющихся научных разработках и ресурсах и эволюционно дополнять действующую структуру экономики.

Диверсификация белорусской промышленности и экспорта должна быть нацелена на специализацию республики на рынках высокотехнологичной продукции – микроэлектроники, фотоники, оптоэлектроники, светодиодной техники, лазерных технологий, космической техники, тонкой химии, био- и нанотехнологий, продукции высокоточного машиностроения. Высокотехнологичные виды деятельности – своего рода «драйверы» для перехода к инновационной экономике.

Главной задачей стимулирования инновационной активности организаций – создать наукоемкие продукты для новых и растущих рынков, а также разработать и внедрить высокие технологии для традиционных секторов, повышая тем самым их конкурентоспособность. Высокий человеческий и научный потенциалы позволят развивать интеллектуальные, научные и образовательные услуги, создавать инновационные промышленные и научно-технологические кластеры, расширить потенциал малого инновационного бизнеса.

Предстоит завоевать лидирующие позиции в отдельных направлениях на мировом рынке. В долгосрочной перспективе Республика Беларусь должна стать одним из мировых центров интеллектуальных ресурсов.

В связи с ожидаемыми результатами реализации намеченных задач в соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, планируется:

– рост ВВП за 2016-2030 годы в 1,5–2,0 раза;

– увеличение производства ВВП на душу населения к 2030 году до 28–36 тыс. долл. США по ППС (против 17,6 в 2013 году);

– повышение затрат на научные исследования и разработки – до 2,5 процента от ВВП в 2030 году.

Вышеуказанные задачи возможны при устойчивом развитии науки и обеспечения социально-экономической безопасности, базирующиеся на инновациях, эффективном использовании национальных ресурсов и сравнительных конкурентных преимуществ страны.

Нужна смешанная стратегия структурной перестройки экономики: в одних секторах – догоняющее развитие при активном заимствовании передовых зарубежных технологий и институтов, в других – стратегия лидерства с максимальным использованием собственных продвинутых разработок и инноваций и конкурентных преимуществ.

Логика структурной перестройки экономики исходит из того, что акцент должен быть сделан на опережающее развитие науки и высокотехнологичных производств, стимулирование инновационной активности, продвижение инновационных технологий и их продуктов в традиционный сектор экономики.

Основными инструментами повышения конкурентоспособности промышленности являются инновационный промышленный дизайн и проектирование, новые «умные» материалы и роботизированные производства.

Динамично развиваются производства, основанные на глубокой технологической переработке местных возобновляемых сырьевых ресурсов (деревообработка, целлюлозно-бумажное производство, пищевых продуктов).

Автомобилестроение сконцентрировано на производстве автомобилей с гибридными двигателями, развивается выпуск электромобилей как наиболее экологичного и наукоемкого вида транспорта.

Выпуск машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции базируется на экоэффективных технологиях, электронных системах управления и проектирования.

Весомым инструментом снижения материалоемкости становится постепенное вытеснение металлов модифицированными материалами, пластиком, стекло- и углепластиками, наноматериалами. Проведена диверсификация переработки нефти, созданы кластеры малотоннажной химии.

Структурные и технологические трансформации в промышленности позволяют выпускать товары по самым требовательным международным стандартам и приблизиться по производительности труда к среднеевропейскому уровню. Снижена экологическая нагрузка на окружающую среду за счет внедрения современных «зеленых» технологий.

Система международного сотрудничества. Создана взаимовыгодная система производственной кооперации с промышленными организациями России и Казахстана, другими членами Евразийского экономического союза. Отечественные производители включены в интеграционные цепочки транснациональных промышленных корпораций.

Основу сельскохозяйственного производства составляют крупные агропромышленные холдинги с сырьевыми зонами самообеспечения, специализирующиеся на глубокой переработке сельхозпродукции, кооперирующие с крупными торговыми сетями и создающие собственные логистические и сбытовые сети, в том числе за рубежом. Сельскохозяйственное производство приобретает зональную (территориальную) специализацию. Его интенсивность увязана с сохранением плодородия почвы и снижением негативного влияния на экосистему.

Широко используются новые прогрессивные технологии (точечное земледелие, использование достижений генной инженерии, автоматизация и роботизация производства, применение биологически безопасных удобрений и пестицидов). Развиваются технологии широкого использования микроорганизмов, в том числе для реабилитации техногеннонарушенных земель.

Беларусь целенаправленно реализует концепцию создания цифровой экономики, активно внедряются передовые информационные и телекоммуникационные технологии. Свободный доступ к лучшим информационным базам мира является неотъемлемой частью систем образования и бизнес-коммуникаций.

 

Управление ресурсами

Истощение мировых запасов природно-сырьевых ресурсов, обусловлено ростом численности населения планеты, увеличением потребления природных ресурсов и многие из них невоспроизводимые. Также наиболее острой остается проблема исчерпаемости и нехватки энергетических, минерально-сырьевых и водных ресурсов.

Поэтому главной целью инновационной политика должна быть — высокоэффективная экономика, с высокой долей в ВВП наукоемких производств, основанная на знаниях и инновациях, которая минимизирует потребление всех видов ресурсов, а также сможет из остаточных незадействованных отходов жизнедеятельности человеческого общества создавать новые продукты и ресурсы.

 

Управленческие решения

Нужно создавать в регионах, районах под патронажем Государственного комитета по науке и технологиям структуру, которая будет собирать идеи и разработки и отбирать из них, те которые наиболее востребованы в производстве, но и в дальнейшем никакие работы не терять, а формировать из них нужный в дальнейшем инновационный портфель.

Также нужна оптимизация структуры и функций органов государственного управления, она позволит обеспечить скоординированную с местными властями и общественностью политику по выработке и реализации стратегий устойчивого развития регионов и страны в целом.

Система органов местного управления и самоуправления должна быть мотивирована на эффективное управление местными ресурсами и нести ответственность за комплексное развитие своих территорий.

Различные формы сотрудничества между административно-территориальными единицами должны обеспечивать конкурентоспособность территориальных образований. Необходимо использовать стимулирующие механизмы, позволяющие наращивать собственную доходную базу и реализовывать экономический потенциал своей территории.

Проведение преобразований в административно-территориальном делении государства сформируют национальные и региональные центры опережающего развития, что позволит проводить эффективную региональную политику, нацеленную на поиск путей и средств повышения уровня жизни населения, обеспечение устойчивого развития посредством концентрации ресурсов в «точках роста» и рациональное использование природного потенциала с сохранением экосистемы региона. Рациональное размещение производительных сил и высокая отдача от инвестиций являются наиболее значимыми инструментами стратегии «выравнивания» социальных условий, повышения конкурентоспособности регионов и снижения их дотационности.

О чем же идет речь? Для того чтобы коммуникация между организацией и органами власти были эффективными, нужно построить систему принятия управленческих решений и согласований таким образом, при которой число звеньев системы было минимальным, как и должностных лиц, которые производят данные согласования. Другими словами необходимо давать самостоятельность на местах с локацией в районе. То есть на уровне района создавать коммуникации путем новатор-гражданин-орган власти, новатор-организация-орган власти. Иначе, если данную систему так не выстроить и на уровне района не будет планирования инновационных перспектив, то будет происходить ситуация, когда только очень крупные проекты смогут ждать необходимых согласований, но множество среднего уровня и мелкие инициативы свернутся. Это значит, что на все есть свое время. Время инициативы, время на ее рассмотрение, ее согласование, ее разработка, внедрение и так далее. Так вот, данный промежуток времени на все стадии инновационной активности могут или ее развить и довести до конца в виде патента, либо ее остановить. На сегодняшний день бытует мнение, что реализовать свой потенциал люди с интересными и нужными идеями в нашей стране не могут, либо процент реализации очень мал. Их попросту никто не видит, не замечает либо просто даже не хочет этим заниматься. И происходит явление, при котором люди отправляя сигнал наверх в виде предложения ждут решения сверху, а там множество стадий согласований…в конце концов люди устают ждать, появляется пессимизм, разочарование, процесс затухает. Поэтому нужно на научном уровне выстроить цепочку управленческих решений, как должна быть выстроена данная система обеспечивающая интересы инновационных инициатив, поддержания их мотивации и не производящая эффекта затухания, а наоборот постоянного развития и заинтересованности.

Должны создаваться специализированные комитеты при районе, области, которые бы обеспечивали сбор входящих данных, то есть инновационные инициативы не должны быть разовыми и безымянными. Должна существовать специально разработанная процедура регистрации инновационной инициативы, как на уровне района, так и области. Они должны по определенным критериям регистрироваться, учитываться и быть маркированы с привязкой к определенному гражданину или организации. Одновременно формирование таких баз данных должно иметь параллельное развитие в виде инфраструктур. А именно должны создаваться научные кружки, клубы, сообщества, где будет проводиться, при местных органах власти, работа для заинтересованности общества в развитии инноваций. В данных сообществах должна быть доведена информация сверху о планировании и развитии района, области по научным направлениям, технологиям, в свою очередь организации (промышленные, фонды и прочие), граждане должны видеть эти тенденции и предлагать свои новации. Таким способом, возможно достичь следующие цели:

— привлечение большего участников в осуществлении планов региона, области;

— отбор идей и предложений по планируемым направлениям науки, технологий;

— отбор предложений для реализации на перспективу;

— получение предложений, для последующего их перенаправления в другие регионы, области по соответствующим направлениям;

— демонстрация органов власти в заинтересованности мнения и предложений граждан на системной основе;

— установление положительного имиджа местной власти, их работоспособности, компетентности;

— развитие конкуренции образования и повышения квалификации граждан региона, они слушают других граждан, учитывают эти мнения, суммируют, изменяют и далее создают свои;

— знакомство и обогащение представителей предприятий, организацией между собой, выстраивание горизонтали информационной связи. Так как зачастую организации, фокусируясь только на задачах своего предприятия, не знают, какие ресурсы, идеи существуют в организации через улицу от их предприятия. А ведь такая информация бывает очень полезной, так как нет, не нужной информации просто ей не умеют пользоваться.

Еще хотелось бы отметить по вопросу управления. Время от времени в определенных регионах на уровне университета, области проходят конкурсы по инновационным проектам. Так вот, допустим, подается 120 заявок на участие в конкурсе. Из них 30 не проходят по формальным признакам, люди не имеют знания, как правильно заполнить тот или иной документ, составить бизнес-план своего проекта. Из оставшихся 90 не проходят по каким-то причинам в ходе рассмотрения экспертов еще 40 проектов. Затем на предфинальной стадии предлагается презентовать лично свои проекты с помощью специальных программных компьютерных инструментов, в этой связи ввиду плохого качества презентационной части еще отсеивают 20 проектов. Итого до финала дошло 30 проектов. Из них только 10 реально заинтересовали государственные предприятия и бизнес. А 20 проектов как бы подвисают в воздухе удовлетворившись только ценными призами в финале конкурса.

Должна быть задача у органов власти не упускать любые инновационные проекты, а именно пример приведенный выше показывает, что из 120 проектов только 10 заинтересовали, но даже из них может до стадии разработки и внедрения дойдет проекта 3-5. Сигнал должен быть обществу в том, что все 120 проектов не должны так просто исчезнуть, а это как физические лица, так и организации, научные коллективы. Зафиксировать их по месту нахождения, жительства, и уже локально запросить подробную информацию о данных проектах, помочь им, где возможно довести до ума и продвинуть для практического задела. Данная работа должна быть со стороны государства проделана в обязательном порядке. Пример про проведению конкурса инновационных проектов служит лишь инструментом того, что определенные люди, группы граждан, организаций смогли засветиться. Но в силу ограниченности времени проведения конкурса, формального отношения к проектам, ограниченности времени у экспертной группы по проектам и их незаинтересованности в реализации проектов, необходимости заявителями владеть определенными навыками для оформления и презентации своих проектов, теряются оригинальные идеи, креативные люди, с которыми нужно, как минимум встретиться лично и проговорить об их инновационных идеях, предложениях.

Весь мир только и ждет интересных инновационных предложений, решений. В нашей стране десятилетиями оттачиваются механизмы повышения интеллектуального уровня граждан, создаются информационные площадки, коммуникации для получения многообразной информации, систематизируются знания и было бы просто преступлением не использовать данный ресурс нашего общества, тем более тех, кто проявляет инновационную инициативу.

 

 

Изменения в подходе организации производств

Бизнес-идея инновационных проектов для дальнейшей и долгосрочной живучести должна строиться на основном принципе – прибыль, заработанная на продажах собственных разработок, должна вкладываться в новые исследования и разработки. А девизом движения бизнеса должен быть принцип – от идеи к решению!

Задачами движения производства является разработка, производство и продвижение новых товаров и услуг, соответствующие требованиям и запросам потребителей, оставаясь при этом впереди конкурентов. Необходимо стараться превратить все свои научные разработки не просто в уникальный, а в лидирующий в своем сегменте рынка продукт.

На сегодняшний день, чтобы быть успешным производителем нужно изменять как структуру управления предприятием, так и организацию проведения исследований и разработок, организацию производства и маркетинга, технологию продвижения продукции на рынок для перехода от традиционной организационной структуры предприятия на полностью гибкую организацию по международной классификации. Гибкость означает – немедленная реакция на новые потребительские запросы потребителей. Данная конструкция управления позволит быстро создавать и осваивать производство инновационного продукта и эффективно этим распоряжаться, так как в настоящее время новые продукты быстро возникают и также быстро исчезают. Многие компании не только быстро создают инновационный продукт, но и быстро выводят его на рынок. При этом уровень конкуренции на мировых торговых площадках возрос в разы. Исходя из этого, очень важно строить стратегию продаж направленную изначально как на внутренний, так и на международные рынки.

Также гибкость означает и то, что важно иметь гибкую производственную систему, позволяющую производить высокотехнологичную продукцию широкого модельного ряда любой серийности, иметь мощный исследовательско-конструкторский центр, занимающейся прикладными научными исследованиями и разработками.

Необходимо создавать тесную связь науки с производством.

Необходимо разрабатывать на предприятиях программы модернизации в различных аспектах, не забывая создавать новые высокопроизводительные рабочие места. Должна быть создана коммуникативная связь с различными научными организациями для постоянного отслеживания изменений в научных открытиях и появления новых технологий для последующего внедрения на производстве.

Важным аспектом развития промышленной отрасли в Республике Беларусь является модернизация станкооборудования. То есть без станкостроения не могут функционировать ни машиностроение, ни металлургия, ни авиастроение, ни большинство других производств. А та страна, которая обладает развитым станкостроением, имеет преимущество в технологической независимости. Белорусский гигант – холдинг «Белстанкоинструмент» объединил в себе 16 заводов с почти девятью тысячами работников, в числе которых более 500 профессиональных подготовленных конструкторов и технологов. В единое целое объединились высокотехнологичные и уникальные производства. В холдинге управлением по стратегическим вопросам развития занимается Совет холдинга, Совет главных инженер вырабатывает предложения в области развития, а Совет главных конструкторов отвечает за создание, организацию производства и внедрение новых видов продукции и технологий. Успешному инновационному развитию холдинга во многом способствует государственная поддержка. Так, в рамках Государственных научно-технических программ и отдельных инвестиционных проектов за счет бюджетных и внебюджетных фондов осуществляется финансирование научно-исследовательских и конструкторско-технологических работ по созданию инновационных образцов станочного оборудования, металлорежущего инструмента и технологий, приобретение нового оборудования для технического перевооружения организаций – участников холдинга «Белстанкоинструмент».

Важно в процессе какой-либо модернизации решить три стратегические задачи:

  1. Определить проекты, дающие в ближайшей перспективе рост промышленного производства.
  2. Определить источник финансирования проектов.
  3. Провести конкурсы на поставку оборудования и заключить инвестиционные договоры.

Также необходимо не просто понимать, какой результат необходимо получить на выходе, а видеть перспективу.

 

КООПЕРАЦИЯ

С целью сокращения импорта предприятиям необходимо создавать производственно-технологические кооперации. Так, например, предприятиями холдинга ОАО «Агромашсервис» в рамках кооперационного сотрудничества с региональными и республиканскими организациями ежегодно осваивается более 10 видов новой импортозамещающей продукции.

Ведь сегодня мало дать идею, разработать и внедрить новацию ее необходимо еще продвинуть на рынок и продать. Кооперация помогает одним предприятиям, которые имеют мощные наработки в области проведения НИОКР, интегрировать свои разработки с другим производством, а третьи предприятия имеет сильную маркетинговую команду, которая постоянно занимается реализацией новых подходов и концепций по продвижению и сбыта продукции. Так вот взаимодействие и взаимопроникновение таких предприятий могут дать положительный эффект на уровне региона подключая все новых и новых участников данной кооперации.

Однако многие субъекты хозяйствования страны отмечают неэффективность политики по стимулированию спроса на отечественные разработки и неразвитость информационной среды на рынке результатов НИОКР, которые являются основными причинами, препятствующими развитию кооперации, данное явление отмечают представители как промышленных, так и научных организаций.

 

Стимулирование инновационной активности работников предприятий

Человек – цель, а экономика – средство его развития !

Демографические проблемы затронули и Беларусь, усугубив ситуацию с нехваткой кадров, прежде всего в сельских районах переход на ресурсосберегающий инновационный тип развития экономики в пределах хозяйственной емкости экосистем повышение уровня координации и взаимодействия государства, частного бизнеса и гражданского общества по реализации поставленных целей и задач устойчивого развития.

Важной задачей является создание условий для роста качества человеческого развития на основе совершенствования систем здравоохранения и образования, развития жилищного строительства.

В условиях, когда основными инструментами мировой конкуренции становятся знания, на первый план выдвигается проблема организации процесса обучения и подготовки кадров, адаптированных к новым требованиям инновационного развития, прежде всего, для высокотехнологичного сектора экономики. Важные задачи – повышение конкурентоспособности национального образования на международном уровне и расширение экспорта образовательных услуг. К 2030 году Республика Беларусь должна стать одним из мировых образовательных центров по подготовке кадров по таким направлениям, как информационные технологии, сельское хозяйство, архитектура и строительство, медицина и биотехнологии и др.

Основными критериями качественного развития национальной системы образования выступают показатель доли высококвалифицированных кадров в общей численности занятого населения, его инклюзивность и доступность для наиболее уязвимых категорий населения.

Развитие системы здравоохранения будет нацелено на создание развитой инфраструктуры поддержки здорового образа жизни, реструктуризацию системы организации медицинской помощи за счет приоритетности развития амбулаторного звена и усиления профилактической направленности здравоохранения, расширения экспорта медицинских услуг.

Важно отметить, что любая модернизация, требующая высокоточного и высокотехнологичного оборудования, не может осуществляться без модернизации сознания работников. Для инновационного развития необходимы высокоинтеллектуальные специалисты. Поэтому работу по привлечению талантливой молодежи нужно вести еще с институтской скамьи, а может даже и с училища, школы. А далее в процессе первых шагов на реальном производстве работникам должна быть дана свобода по новаторским предложением с обязательной мотивационной составляющей, которые в дальнейшем смогут покорить самые высокие технологические вершины.

Посмотрим на цифры Белстата в области научного персонала и работников со степенями кандидатов и докторов наук. В таблице Х представлены данные по количеству персонала, занятого научными исследованиями и разработками с разбивкой по кандидатам наук и докторов наук, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по виду деятельности «Научные исследования и разработки», число инновационно-активных организаций промышленности за 2010, 2013, 2014 гг.

Таблица Х

  2010 год 2013 год 2014 год
Число инновационно-активных организаций промышленности, единиц 324 411 383
Всего кандидатов и докторов наук, работающих в организациях Республики Беларусь:

— кандидаты наук

— доктора наук

 

 

 

14 682

2 358

 

 

 

(2012 г.)

14 248

2 311

 

 

 

 

13 685

2 194

Присуждено ученых степеней:

— кандидаты наук

— доктора наук

 

587

45

 

512

39

 

491

45

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, человек из них:

— кандидаты наук

— доктора наук

 

31 712

 

3 143

746

 

28 937

 

2 946

703

 

27 208

 

2 867

671

Численность кандидатов и докторов наук, работающих в организациях промышленности:

— кандидаты наук

— доктора наук

 

 

447

43

 

(2012 г.)

435

38

 

 

366

34

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по виду деятельности «Научные исследования и разработки», тыс. руб. 1 777,2 6 830,7 7 974,0
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по виду деятельности «Научные исследования и разработки», долл. США. 596,8 769,6 780,6

 

Из таблицы Х видна следующая тенденция:

— Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в промежутке 2010-2013 года уменьшилась на 2 775 чел. или на 8,8 %, если взять 2014 г. к 2013 г. то уменьшение составило 1729 чел., что в процентах почти 5,98 %. Среднегодовой же тренд уменьшения численности составил 1126 чел. или 3,55%.

За 2010-2014 гг. количество ученых уменьшилось на 14,2 % или на 4504 человек.

Если рассмотреть численность кандидатов наук и докторов наук, то получается следующая картина: за один год с 2013 г. по 2014 г. количество кандидатов наук уменьшилась с 2946 до 2867 или на 79 чел., докторов наук с 703 чел. до 671 чел. или на 32 чел. Ежегодная тенденция составляет за период 2010-2014 гг. среди кандидатов наук – 276 чел., докторов наук – 75 чел. или примерно выбытие на 1 доктора наук приходится 4 кандидата наук.

Если рассматривать статистику по работающим кандидатам наук и докторам в организациях промышленности, то картина следующая: за 4 года с 2010-2014 гг. количество кандидатов наук уменьшилась на 81 чел., докторов наук на 9 чел.

А теперь посмотрим на ситуацию, при которой все работающие в организациях Республики Беларусь и промышленности кандидаты наук и доктора наук задействованы в науке и разработках:

— Всего работающих в организациях Республики Беларусь кандидатов наук в 2010 г. было 14 682 чел. из них было задействовано в науке 3 143 чел. или 21,4 %, докторов наук было 2 358 чел. из них задействовано в науке 746 чел. или 31,64 %.

В 2014 г. было к. н. 13 685 чел. из них задействовано в науке 2 867 чел. или 20,95 %, д. н. было 2 194 чел. из них задействовано в науке 671 чел. или 30,58 %.

Среднее значение численности к. н. и д. н., занятых научными исследованиями и разработками в период 2010-2014 гг. к. н. – 21,01 %, д. н. – 30,88 %. То есть только пятая часть всех кандидатов наук реально задействованы в науке, и только треть докторов наук. Вопрос – а чем занимаются остальные кандидаты и доктора наук, которым ежегодно присуждаются данные ученые степени кандидата наук в среднем 530 чел., доктора наук 43 чел.?

— Всего работающих в организациях промышленности Республики Беларусь кандидатов наук в 2010 г., которые были задействованы 447 чел. или 3,04 % от общего количества кандидатов наук работающих в организациях Республики Беларусь, докторов наук было задействовано 43 чел. или 1,82 % от общего количества докторов наук работающих в организациях Республики Беларусь.

В 2012 г. было к. н. 14 248 чел. из них задействовано 435 чел. или 3,05 %, д. н. было 2 311 чел. из них задействовано 38 чел. или 1,64 %.

В 2014 г. было к. н. 13 685 чел. из них задействовано 366 чел. или 2,67 %, д. н. было 2 194 чел. из них задействовано 34 чел. или 1,55 %.

Среднее значение численности к. н. и д. н., занятых в организациях промышленности в период 2010-2014 гг. к. н. – 2,92 %, д. н. – 1,67 %. То есть поддержка Главы государства направленная именно сферы производства, не находит отклика у граждан, которые стремятся и имеют степени кандидатов наук и докторов наук, так как тенденция к постоянному снижению данной категории работников.

Часто люди науки не видят своей перспективы на предприятиях в илу разных факторов, иногда у предприятий нет средств для занятием НИОКР, а иногда низкая или просто средняя заработная плата кандидата наук или доктора наук его не устраивает, так как выстроенная сегодня система не позволяет реально людям мысли, науки иметь те блага, которые имеют люди данной квалификации за рубежом. В связи с этим рассмотрим, что показывает нам статистика по уровню заработной платы.

Рассмотрим показатель номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по виду деятельности «Научные исследования и разработки», так в 2010 г. она составила 1 777,2 тыс. руб. или 596,8 долл. США, в 2013 г. — 6 830,7 тыс. руб. или 769,6 долл. США, в 2014 г. — 7 974,0 тыс. руб. или 780,6 долл. США. Вроде бы тенденция к росту заработной платы, как в рублях, так и в эквиваленте долларах США. Однако инфляция в период 2010-2014 гг. составила 378,18%, а некоторые товары подорожали еще больше, особенно стоимость квартир, автомобилей.

Если соотнести заработную плату в размере 781 долл. США в месяц и стоимость однокомнатной квартиры в г. Минске стоимостью 45 000 долл. США, то работнику придется работать на нее почти 5 лет при условии ничего не покупать другого. Однако если учесть, что с начала 2015 года курс доллара стремительно растет, а заработная плата остается на прежнем уровне, то пересчет ее в долларовый эквивалент и соотнесение ее со стоимостью одного метра жилья, который считается в долларах США, увеличивает количество времени необходимое для зарабатывания на жилье.

Что означают вышеприведенные статистические данные? Как их анализировать и какие закономерности получаются?

Во-первых, главная тенденция – это уменьшение общего количества людей науки занятого научными исследованиями. Ведь данные приводятся по количеству персонала именно занятого наукой, значит, различные интерпретации в этой связи можно привести, например такие:

— люди физически умирают;

— люди прекращают заниматься наукой в связи с выходом на пенсию;

— переезд в другую страну;

— меняют профессиональную деятельность;

— не хотят заниматься наукой, неинтересно

— не видят своей профессиональной перспективы;

— меняются жизненные приоритеты

— не высокая заработная плата;

— прочие причины.

Во-вторых, нет заинтересованности организаций выращивать свои научные кадры, ввиду быстрого изменения рынка и задач, стоящих перед предприятиями, неумение планировать научную работу на периоды, желание купить готовые научные и другие технологические решения.

В-третьих, пассивность самих работников в сфере инновационной инициативы, имея различные достижения в образовательной сфере, люди не умеют приложить свои знания на практике, шаблонность мышления, формальность наличия ученой степени, не умение выразить свои мысли, оформить свои идеи в логический, понятный формат для потенциальных инвесторов, руководителей.

В-четвертых, недоверие к тому, что их идеи кому-то интересны, или их идеи и предложения применят другие работники и выдадут за свои.

В-пятых, современное состояние людей, характеризующееся направлением сознания на достижения первоочередных материальных благ, которое начало сильно культивироваться и стало зачастую необходимостью ввиду разрушения Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Если раньше в эпоху СССР ученым давали бесплатные квартиры, всячески социально работники были защищены, за рационализаторские предложения финансово поощрялись, то сейчас ситуация поменялась. Все кругом перешло на самоокупаемость и условно бесплатную систему. Поэтому гражданин должен самостоятельно думать и планировать свою финансовую жизнь и своей семьи.

Итак, что же такое стимул и какие методы или способы стимулирования можно применить для изменения сознания работников и повышения их инновационной активности.

Стимулом могут быть отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, и много другого, что может быть предложено человеку как компенсация за ее действия или за то, что она желала бы получить в результате определенных действий. Стимул выполняет роль рычага влияния, что вызывает действие определенных мотивов.

Реакция на конкретные стимулы у разных людей неодинаковая. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения, если на них не реагируют люди.

Механизм использования всяческих стимулов с целью мотивации персонала называется процессом стимулирования.

Стимулирование принципиально отличается от мотивации. Суть этого отличия заключается в том, что во время стимулирующего процесса используются разнообразные средства и методы, которые влияют на поведение и отношение работника к своей деятельности, активизируя к действию позитивные его функциональные и качественные свойства.

Люди, которые имеют дело с разработкой и внедрением новой техники и продукции, выделяются среди других категорий работников высоким уровнем образования и интеллектуального развития. Для них характерное аналитическое мышление, повышенное чувство собственного достоинства, самостоятельность и независимость. Исходя из этого, стимулирование инновационного труда имеет свои специфические особенности, а именно: использование большого количества материальных и невещественных, организационных и психологических стимулов, ориентированных на удовлетворение потребностей высшего уровня; предоставления процессу стимулирования в инновационной сфере постоянного характера, а не единичной временной кампании.

Следует отметить, что задание стимулирования научно-технического труда достаточно сложно через его специфику. Возникает необходимость повышать активность персонала в поиске новых знаний, новых идей, стимулировать принятие нестандартных решений и поддерживать атмосферу творчества. С другой стороны, в рыночной экономике важным является не сам инновационный процесс, а его коммерческий результат, который отображается в обновлении продукции, расширении рынка, снижении расходов, повышении конкурентоспособности и получении прибыли. Коммерческий критерий играет решающую роль в оценке значения труда новаторов.

Таким образом, в основе современного подхода к стимулированию труда в инновационной сфере лежат такие задания руководителей организаций:

  • максимально активизировать творческие способности каждой личности;
  • направить эту активность в русло достижения конкретных инновационных и экономических результатов.

Задание менеджеров в сущности сводится к тому, чтобы создать условия, в которых бы в наибольшей мере мог раскрыться творческий потенциал работника и возникла бы стойкая потребность в напряженном и результативном труде. При этом руководителе важно принимать во внимание ситуации, в которых осуществляется стимулирование, учитывать не только личные способности работников, но и их личные мотивы: потребности, интересы, приоритеты. С этой целью в стимулировании используются прямые и побочные методы, в основе которых лежат такие принципы:

  • раскрепощение творческой инициативы;
  • связь уровня поощрения работника с конечным результатом инновационной деятельности;
  • обеспечение персонала необходимыми ресурсами;
  • поощрение накопления новых знаний и опыта;
  • расширение неформального общения (научной коммуникации);
  • всеобъемлющая поддержка новаторства руководством организации и государства;
  • простота и ясность патентных процедур;
  • скорость и гласность рассмотрения заявок изобретательства;
  • поощрение представления как индивидуальных, так и коллективных, предложений;
  • использование моральных стимулов:

а) награждение;

б) присуждения почетных титулов и званий;

  • сочетание краткосрочных и долгосрочных инструментов стимулирования.

Интеллектуализация экономики нуждается в новейших формах и средствах стимулирования.

Темпы инновационных изменений постоянно растут, изменяются ценности, социальные ориентации, мировоззрение людей, увеличиваются психологические нагрузки в процессе творческой деятельности, которая нуждается в непрерывном накоплении новых знаний, новых навыков, идей, опыта, организации взаимодействия персонала, из их реализации. Все это требует от руководства применения разнообразных экономических и морально-этических стимулов, которые бы поддерживали связь между качеством творческой работы новатора, с одной стороны, и уровнем мотивации, из другого.

К прямым методам стимулирование принадлежит, прежде всего, размер заработной платы. Как известно, в деньгах символично и реально представлена возможность удовлетворения значительного количества потребностей личности, в том числе и потребности самореализации.

В каждой стране существует своя система формирования заработной платы и денежных вознаграждений в сфере инновационной деятельности. В фирмах США размер оплаты труда, которая ежегодно повышается на 1—2 %, является основным материальным стимулом. Существует два подхода к установлению средней расчетной зарплаты.

Первый основывается на изменении и оценке объема и характера работы, связанной с определенной специальностью и должностью работающего. Учитывается особенность должности, которая дает возможность специалисту активно обнаруживать свои способности, кроме того, политика оплаты труда имеет целью побуждение людей к карьере непосредственно на фирме, обеспечивая соответствующую оплату за дополнительную ответственность и совершенствование квалификации.

Дополнительные выплаты, премии и льготы, максимально ориентированы на активизацию творческой деятельности научно-технических работников, на конечные результаты инновационного процесса. Каждая фирма разрабатывает специальные программы вознаграждений, дополнительных выплат, премий и льгот. Например, в компании IBM действует система вознаграждений научных сотрудников за отдельные достижения, которые выходят за рамки обычных требований к выполняемой работе. Существуют такие виды вознаграждений:

  • за выдающиеся нововведения платится сумма от 2,5 до 10 тыс. долл. США Ежегодно выдается до 40 таких вознаграждений;
  • за эффективное применение уже разработанных идей, которые оказали существенное влияние на прибыль или уменьшение расходов, сумма выплат и их количество аналогичны предыдущему виду;
  • за изобретения, которые получили патенты, размер вознаграждений до 2,4 тыс. дол. Изобретатели получают удостоверение и золотое ювелирное изделие как подтверждение того, что его обладатель является победителем конкурса изобретателей «IBM».

С целью ускорения работы над инновационными проектами администрация многих фирм уважает за целесообразное не ограничиваться стимулированием лишь научных рабочих и конструкторов, а распространять стимулирующие мероприятия на всех сотрудников. Например, концерн «Форд» ежегодно составляет и распространяет среди своих рабочих «План вознаграждение за предложения новых идей», каким предусматривается выплата премий в размере от 10 до 100 долларов США.

Большие промышленные компании Японии также используют подобные методы. Фирма «Мацусита» одна из первых разработала целостную систему управления инициативными предложениями. Она состоит из двух этапов:

1) рабочие в письменном виде подают идее каждый раз, когда обнаруживают любую проблему и находят пути ее решения;

2) предложения рассматриваются специалистами в сущности, и в случае их принятия автор получает вознаграждение, размер которого определяется на основании точных и понятных критериев.

На японских предприятиях стремятся поддерживать творческий тонус своих инженерных и научных кадров, используя сочетание оперативного (как правило, в течение двух недель с момента представления предложения администрации) микростимулирования с гарантированной перспективой продвижения по службе и роста заработной платы.

Следует отметить, что повышение заработной платы на японских предприятиях зависит от многих факторов. Это отношение рабочего к труду, его способности, квалификация, должностной статус, способность к сотрудничеству с коллегами. Даже в пределах одного статуса размеры ежегодных надбавок зависят от обнаруженной активности работника, количества поданных инновационных идей, которые являются значительным стимулом для работающих.

Большое стимулирующее влияние на творческую деятельность новаторов играет производственную среду, которая обеспечивает работника всеми необходимыми ресурсами и необходимыми организационными условиями. К ним принадлежат как непосредственные орудия труда — техника, экспериментальные установки, средства связи, компьютеры, лабораторное оборудование, так и условия труда, которые обеспечивают удовлетворение непредвиденных потребностей ученых и инженеров, например, освобождения от монотонной, однообразной вспомогательной работы, путем передаваемости ее вспомогательному персоналу, или удобная офисная мебель и тому подобное. Еще одним важным моментом в создании благоприятных условий творчества является организация неформального общения (неформальные научные коммуникации во время работы). Это виды общения, во время которых происходит обмен информацией, которая повышает возможность ускорения результативности инновационного процесса. Неформальные контакты способствуют решению целого ряда вопросов технического, экономического, организационного, производственного и научного порядка. Неформальное общение в рабочее время рассматривается руководством организации как важный источник эффективного взаимодействия рабочих в создании, промышленном освоении и рыночной реализации новаций; когда необходимая ориентация на решение «сквозных» заданий, понимание конечных целей и надежность связей между этапами создания инноваций.

Важным направлением применения непрямых методов стимулирования результатов инновационной деятельности является организация соревнования между децентрализующими подразделами фирмы и автономными творческими группами, которые работают как целевая команда на принципах самоуправления. Следует заметить, что понятие «совместная работа группы» имеет два разных значения. Во-первых, оно означает распределение ответственности между назначенным количеством работающих, которые имеют разные обязанности, очерченные заданиями и целями исследования. Второе значение — отбивает необходимость четкого определения личной роли (например, координатор, аналитик , и тому подобное) и ответственности за результаты своей работы. Все члены группы принимают участие в общих дискуссиях с тем, чтобы всесторонне информировать друг друга относительно полученных результатов и проблем, которые возникают и нуждаются в немедленном решении. В процессе таких дискуссий высказываются разные рассуждения и предложению, которое расширяет горизонты мышления и может быть источником новых идей и предложений. Кроме того, коллективное мышление положительно влияет на каждого участника группы, а именно:

  • повышается целенаправленность в решении общих заданий, проблем, над которыми группа работает; происходит преодоление «синдрома эгоизма» авторов идей;
  • появляется возможность обдумывать проблемы наиболее разносторонне и вместе с тем самокритично;
  • в результате обмена мнениями обогащаются знание и опыт каждого участника группы;
  • накапливается новаторский потенциал;
  • укрепляются межличностные и функциональные контакты и взаимодействие работающих;
  • рождается чувство соревнования и желание развивать личное мастерство и умение работать в целевых группах.

Следовательно, реализуется принцип «чем больше свободы, тем больше пространства для творчества». Одновременно с повышением самостоятельности инноваторы несут ответственность за результаты труда, мера которого в четкой форме определяется к началу работы. Однако существуют оптимальные пределы автономии рабочего, которые определяются коммерческим характером инновационного процесса: важно, чтобы творчество не превращалось в самоцель, без учета финансовых расходов и результатов. Поэтому большинство фирм-лидеров в инновационной деятельности выбирают такой вариант организации труда, когда персонал имеет значительный уровень производственной свободы и одновременно тесные связки и постоянные контакты с менеджерами, что дает возможность сделать их работу самой эффективной. Как известно, инновационная деятельность связана с высоким уровнем риска испытать неудачи. Менеджеры всех уровней обнаруживают терпимость к неудачам и вместе с другими сотрудниками принимают участие в рисковых инновационных проектах, а не ограничиваются их контролем. Когда инновация проваливается, менеджеры становятся партнерами по риску. Они признают поражение, анализируют проведенную работу и учатся на ошибках.

В практике ведение хозяйства приобрели распространения разнообразные формы морального стимулирования и поощрения. Используются разные методы признания результатов творчества, энтузиазма, инициативы. Это индивидуальные и коллективные награды, присвоения почетных званий и титулов, знаков почета, публичное вручение грамот, сертификатов, значков, проведения конкурсов и публикаций их результатов, во внутрифирменных газетах, бюллетенях. Например, фирма «Мацусита» проводит конкурсы ежемесячно. Подразделы, которые подали наибольшее количество предложений и новых идей, получают приз. Ход конкурса освещает на электронном табло, расположенном на видном месте. Победители получают признание как талантливые, нерядовые люди. По оценке специалистов, 28 % приросту валового дохода «Мацусита» получила в 1984 г. за счет инициативных предложений.

К формам негативного стимулирования принадлежит право руководителя освободить или перевести сотрудника на низшую должность; изменить заработную плату. Однако самыми эффективными методами стимулирования специалистов в сфере инновационной деятельности, по мнению американских исследователей, есть сама мотивация, то есть состояние, когда стремление к творческому труду выходит от самого работника при определенных условиях, которые создает организация. Усиленная система материального и морального стимулирования значительно повышает их заинтересованность в результатах своего труда.

 

Сделаем обзор в части анализа изобретательской активности в

Республике Беларусь

 

Почти всегда является закономерностью то, что когда мы ведем речь об инновационно-активных организациях в Республике Беларусь данный вектор приводит нас в Национальный центр интеллектуальной собственности Республики Беларусь, который проводит последовательную работу по содействию коммерциализации интеллектуальной собственности.

По состоянию на 1 января 2015 г. на Бирже интеллектуальной собственности зарегистрировано 1200 перспективных изобретений и коммерческих предложений. В том числе 560 предложений о коммерческом использовании патентов Республики Беларусь на изобретения и 28 предложений о коммерческом использовании патентов Российской Федерации на изобретения, принадлежащих организациям НАН Беларуси, Министерства образования, Министерства здравоохранения. [Годовой отчет 2014. http://www.belgospatent.org.by/russian/docs/2014/god2014.pdf]

Положительными тенденциями характеризуется в целом работа отечественных изобретателей. За двенадцать отчетных месяцев поступило 757 заявок на выдачу патентов Республики Беларусь на изобретения, из них более 86 % заявок подано национальными заявителями. Количество зарегистрированных патентов на промышленные образцы в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличилось более чем на 20 %.

В 2014 г. в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания было зарегистрировано 4597 обозначений, из них 65 % составили регистрации на имя национальных заявителей (2996 регистраций).

Таблица — Изобретения: Динамика поступления заявок на выдачу патентов

Республики Беларусь

 

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2014 в % к 2010
Поступило заявок в том числе: 1933 1871 1871 1634 757 39
    — от национальных  заявителей 1759 1725 1681 1489 652 37
    — от иностранных заявителей 174 146 190 145 105 60
Количество поступивших

международных заявок

12 8 7 13 10 83
Количество поступивших

евразийских заявок

94 69 100 82 116 123

 

В 2014 г. поступило 757 заявок на выдачу патентов Республики Беларусь на изобретения. Национальными заявителями подано 652 заявки, что составляет 86,1 % от общего количества заявок, поступивших в 2014 г. Количество заявок, поступивших от иностранных заявителей, составило 105 заявок, из которых 81 заявка (77,1 %) – это международные заявки, перешедшие в национальную стадию по процедуре РСТ. Наибольшее количество заявок подано заявителями из Германии – 25 заявок (23,8% от числа заявок, поданных иностранными заявителями), заявителями из Российской Федерации и США подано по 16 заявок (15,2 %), Польши – 9 заявок (8,6 %), Украины и Нидерландов – по 8 заявок (7,6 %).

В 2014 г. в Национальный центр как получающее ведомство в соответствии с положениями Договора о патентной кооперации (PCT) поступило 10 международных заявок (в 2013 г. – 13 международных заявок).

Кроме того, в соответствии с Евразийской патентной конвенцией Национальный центр является получающим ведомством для белорусских заявителей, подающих евразийские заявки. Количество евразийских заявок, поданных в отчетном году белорусскими заявителями, по сравнению с прошлым 2013 г. увеличилось на 41,5 % (116 заявок), в 2013 г. – 82 заявки.

За период с 1993 по 2014 гг. всего поступило 30985 заявок на выдачу патентов Республики Беларусь на изобретения и 232 международные заявки от национальных заявителей в соответствии с положениями Договора о патентной кооперации (РСТ), 1096 заявок на выдачу евразийского патента (с 1996 по 2014 гг.).

Таблица — Изобретения:  Динамика регистрации патентов Республики Беларусь

 

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2014 в % к 2010
Зарегистрировано патентов: 1222 1474 1291 1117 980 80
    — на имя национальных заявителей 1126 1365 1186 1028 887 79
    — на имя иностранных заявителей 96 109 105 89 93 97

 

Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в Беларуси, в расчете на 10 000 человек населения) составил:  в 2014 году 0,8;

в 2013 году 1,6;

в 2010 году 1,9.

О чем нам говорят на данные цифры? Видна тенденция к снижению и при чем, если 2013 год соотнести к 2010 году, то значение будет -0,3, однако если соотнести данные 2014 года к 2013 году, то величина -0,8. Среднее значение данного показателя за 2010-2013 гг. будет: (1,9+1,8+1,8+1,6)/4 = 1,78. Поэтому нужно срочно принимать меры по стимулированию граждан и организаций в направлении инновационной активности и применить весь имеющийся в научной литературе и практике инструментарий от материальной заинтересованности так и нематериальной.

 

Промышленные образцы

В 2014 г. в Национальный центр поступило 329 заявок на выдачу патентов Республики Беларусь на промышленные образцы, из них 43,5 % от общего количества заявок составила доля заявок национальных заявителей. Количество заявок, поданных иностранными заявителями, составляет 56,5 % от общего количества поступивших заявок. От заявителей из Российской Федерации поступило 122 заявки (65,6 % от общего числа заявок, поданных иностранными заявителями), а также от заявителей из Швейцарии – 10 заявок (5,4 %), Франции – 9 заявок (4,8 %), Германии – 8 заявок (4,3 %).

В отчетном году рассмотрена 341 заявка, по результатам экспертизы принято 338 решений о выдаче патентов на промышленные образцы и зарегистрировано 354 патента, из них 168 (47,5 %) – на имя национальных заявителей и 186 (52,5 %) – на имя иностранных заявителей.

За период с 1993 по 2014 гг. всего поступило 3876 заявок на выдачу патентов Республики Беларусь на промышленные образцы.

Динамика поступления заявок и регистрации патентов на промышленные образцы за период с 2010 по 2014 гг. приведена в табл. 3 и 4.

Количество зарегистрированных патентов в 2014 г. по сравнению с 2013 г. увеличилось на 20,4 %.

По состоянию на 31 декабря 2014 г. зарегистрировано 3312 патентов на промышленные образцы.

 

Таблица – Промышленные образцы: Динамика поступления заявок на выдачу патентов Республики Беларусь

 

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2014 в % к 2010
Поступило заявок: 240 311 320 330 329 137
    — от национальных заявителей 132 169 218 195 143 108
    — от иностранных заявителей 108 142 102 135 186 172

 

 

Таблица — Промышленные образцы:  Динамика регистрации патентов Республики Беларусь

 

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2014 в % к 2010
Зарегистрировано патентов: 202 252 338 294 354 175
    — на имя национальных заявителей 144 148 195 159 168 117
    — на имя иностранных заявителей 58 104 143 135 186 321

 

 

Полезные модели

В 2014 г. в Национальный центр поступило 485 заявок на выдачу патентов на полезные модели, из которых 418 заявок получены от национальных заявителей, что составляет 86,2 % от общего количества поступивших заявок. Количество заявок от иностранных заявителей – 67, что составляет 13,8 % от общего количества поступивших заявок (табл. 5). Наибольшее количество заявок, поступивших от иностранных заявителей, получено от заявителей из Российской Федерации – 55 заявок и Украины –6 заявок, что составляет соответственно 82,1 и 9 % от общего числа иностранных заявок, поступивших в 2014 г. По одной заявке подано заявителями из Чешской Республики, Швейцарии, Венгрии, Германии, Польши, Китая.

Динамика поступления заявок и регистрации патентов приведена в табл. 5 и 6.

За период с 1997 по 2014 гг. всего поступило 12146 заявок на выдачу патентов Республики Беларусь на полезные модели.

В отчетном году рассмотрено 698 заявок, по результатам экспертизы принято 596 решений о выдаче патентов на полезные модели и зарегистрировано 558 патентов, из них 463 (82,9 %) – на имя национальных заявителей (табл. 6).

По состоянию на 31 декабря 2014 г. зарегистрировано 10611 патентов на полезные модели.

Таблица – Полезные модели: Динамика поступления заявок на выдачу патентов Республики Беларусь

 

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2014 в % к 2010
Поступило заявок: 1090 1090 1188 1146 485 45
    — от национальных заявителей 1031 1022 1108 1043 418 41
    — от иностранных заявителей 59 68 80 103 67 114

 

Таблица — Полезные модели:  Динамика регистрации патентов Республики Беларусь

 

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2014 в % к 2010
Зарегистрировано патентов: 1012 952 1006 952 558 55
    — на имя национальных заявителей 966 889 944 883 463 48
    — на имя иностранных заявителей 46 63 62 69 95 207

 

Товарные знаки и знаки обслуживания

Законом Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» установлена двухэтапная экспертиза заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, включая предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения.

В 2014 г. по национальной процедуре была проведена предварительная экспертиза 3376 заявок и экспертиза 6787 заявленных обозначений. Было вынесено 4597 решений о регистрации товарных знаков, 2190 решений об отказе в регистрации, в том числе из-за неуплаты патентной пошлины, 376 заявок признано отозванными.

В отчетном году национальными заявителями подано 175 международных заявок, что составило 62 % к количеству заявок прошлого года. В сумме с заявками за предыдущие годы их общее количество составило 1463 заявки.

Количество поступивших заявок в 2014 г. по национальной процедуре составило 61 % по отношению к 2013 г. (3281 заявка подана в 2014 г., 5368 – в 2013 г.). По международной процедуре поступило 5538 заявок, что составило 88 % по отношению к 2013 г. Общее количество поступивших заявок в отчетном году составило 8819 (75,5 % по отношению к 2013 г.).

Динамика подачи заявок на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания и регистрации товарных знаков отражена в табл. 7 и 8.

Таблица – Товарные знаки и знаки обслуживания: Динамика подачи заявок на регистрацию знаков в Республике Беларусь

 

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2014 в % к 2010
Всего подано заявок: 10565 11060 11441 11680 8819 83
    — национальными заявителями 3921 3649 4301 3988 2055 53
    — иностранными заявителями 6644 7411 7140 7692 6764 102

 

Таблица — Товарные знаки и знаки обслуживания: Динамика регистрации знаков в Республике Беларусь

 

Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2014 в % к 2010
Всего зарегистрировано: 8699 7932 10205 11586 10713 123
    — на имя национальных заявителей 2192 1944 3188 4079 2996 137
    — на имя иностранных заявителей 6507 5988 7017 7507 7717 119

 

 

 

 

 

Договоры о передаче прав на объекты промышленной собственности

 

Общее количество договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности, зарегистрированных в 2014 г., составило 760 (в 2013 г. – 810), в том числе 401 лицензионный договор, 318 договоров уступки прав на объекты промышленной собственности, 40 договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) и 1 договор залога прав на объект промышленной собственности.

Доля лицензионных договоров в общем объеме зарегистрированных договоров составляет 52,8 % (в 2013 г. – 69,3 %). По сравнению с 2013 г. возросло количество лицензионных договоров о предоставлении права в отношении промышленных образцов (133,3 %) и сортов растений (112,9 %). Однако по сравнению с указанным периодом уменьшилось количество лицензионных договоров о предоставлении права использования изобретений (96,2 %), полезных моделей (85,7 %), товарных знаков (73,6 %).

В 2014 г. значительно возросла доля договоров уступки прав на объекты промышленной собственности в общем объеме зарегистрированных договоров и составила 41,8 % (29,4 % в 2013 г.). Общее количество зарегистрированных в 2014 г. договоров уступки по сравнению с 2013 г. увеличилось на 33,6 %. За этот период в отношении товарных знаков количество зарегистрированных договоров данной категории возросло на 39,7 % по сравнению с предыдущим периодом, а в отношении полезных моделей – на 37,5 %.

Данные о количестве зарегистрированных договоров о передаче прав на охраняемые объекты промышленной собственности приведены в табл. 2.

 

Таблица №2 — Регистрация договоров о передаче прав на объекты промышленной собственности

2010 2011 2012 2013 2014 1993-2014
Лицензионные договоры о передаче права на использование объектов промышленной собственности
468 485 558 561 401 4495
Договоры об уступке прав на объекты промышленной собственности
369 238 298 238 318 3618
Договоры залога
1 1 4
Договоры комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)
29 15 25 10 40 182

 

Всего зарегистрировано договоров
866 738 881 810 760 8299

 

 

 

ИНВЕСТИЦИИ

В Республике Беларусь существует многоуровневая система поддержки инновационного и инвестиционного развития, которая прописана на законодательном уровне в Указах Президента №№182, 231, 301, 357. Также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 2012 года № 622 утверждена Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года.

К 2030 году предусматривается увеличить долю внутренних затрат на научные исследования и разработки до 2,5 процента к ВВП. При этом доля внебюджетных источников финансирования в общих затратах должна составлять не менее 70 процентов. Вместе с этим необходимо закрепление в законодательной базе механизма финансирования прорывных научных исследований и разработок с учетом направления до 20 процентов от общих средств на такие проекты.

Те белорусские предприятия, которые не очень активно занимаются инвестиционной и инновационной политикой, почти всегда быстро выдыхаются и вскоре дают сбой, как в плане расширения своего ассортимента продукции, так и ее реализации. Высокая мировая конкуренция заставляет предприятия держать высокий темп модернизации, как в сфере оборудования, так и самих технологиях производства, продаж, управления данными предприятиями.

В Беларуси доля инновационно-активных предприятий составляет около 23%, а в Евросоюзе она доходит до 80%. Подобный уровень достигнут потому, что в ЕС основную часть расходов на науку составляют средства корпораций и фирм, напрямую заинтересованных в результатах исследований.

Приведем данные по расходам на НИОКР:

-доля государственных расходов на НИОКР в ВВП за 2014 год составило 0,2%.

-доля Коммерческих расходов на НИОКР в ВВП за 2014 год составило 0,32 %.

-доля расходов на инновации, не связанные с НИОКР, в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) составило 1,9%.

Всего же внутренние затраты на научные исследования и разработки по стране, в процентах к ВВП, за последние 10 лет достигали максимального значения в 2007 году на уровне 0,96%, к 2011 году данное значение было уже 0,7%, а по итогам 2014 года величина внутренних затрат составила 0,52%.

Рассмотрим поближе структуру и абсолютные значения показателя внутренние затраты на научные исследования и разработки по источникам финансирования, областям и г. Минску, чтобы можно было увидеть тенденцию по регионам.

Таблица — Внутренние затраты на научные исследования и разработки по источникам финансирования, областям и г. Минску, млн. руб.

 

Наименование 2011 2012 2013 2014 2014 / 2013 2014 в % к 2013
Собственные средства
Республика Беларусь: 573 943 939 685 954 825 728 858 — 225 967 76
Брестская обл. 6 732 20 794 25 226 31 750 6 524 126
Витебская обл. 5 646 13 142 18 568 16 403 — 2 165 88
Гомельская обл. 393 523 332 188 256 386 52 395 — 203 991 20
Гродненская обл. 14 932 18 237 20 142 6 732 — 13 410 33
г. Минск 127 638 478 259 550 344 484 779 — 65 565 88
Минская обл. 16 648 41 230 41 411 86 481 45 070 209
Могилевская обл. 8 824 35 835 42 748 50 318 7 570 118
Средства бюджета
Республика Беларусь: 936 368 1 542 563 2 079 694 1 954 322 — 125 372 94
Брестская обл. 10 784 13 969 22 400 19 206 — 3 194 86
Витебская обл. 19 756 34 140 45 779 36 940 — 8 839 81
Гомельская обл. 42 565 67 048 74 956 94 652 19 696 126
Гродненская обл. 11 615 30 349 38 029 20 351 — 17 678 54
г. Минск 766 601 1 274 993 1 741 876 1 599 512 — 142 364 92
Минская обл. 73 226 103 565 133 532 158 437 24 905 119
Могилевская обл. 11 821 18 499 23 122 25 224 2 102 109

 

Из таблицы видна тенденция к уменьшению финансирования, как на уровне бюджетных средств, так и на уровне собственных средств. Однако в Минской и Гомельской области в 2014 году наблюдался рост финансирования из бюджета, Могилевская область почти не претерпела изменений в размере вложения бюджетных средств. Вообщем, смысл финансирования областей и районов исходит из планирования бюджета, который финансирует всевозможные государственные программы, и те планы, которые предоставлялись государственными предприятиями.

Главным посылом в данной связи должно быть:

— научно-обоснованное планирование финансовых средств для нужд регионов;

— научно-проработанные системы перераспределения финансовых потоков;

— мобильность финансовых средств;

— автоматизация процессов перераспределения финансовых средств, то есть если, например, по какой-то программе идет сбой в сроках или вообще проект сворачивается, зарезервированные средства должны быть переброшены на другие инновационные проекты

Есть такое мнение, что у бизнеса есть деньги, но нет инновационных проектов прикладного характера. В противовес такому мнению существует точка зрения, что есть очень много инновационных проектов, инициатив, но бизнес не может все охватить и продвинуть проект на рынок.

Рассмотрим фактические суммы выполненных научно-технических работ, когда руководители коммерческих предприятий имеют деньги и ресурсы и ищут интересные и нужные проекты для вложения.

Да действительно, если посмотреть на данные таблицы У, то видно, что объем выполненных научно-технических работ в коммерческом секторе в 2013 г. и в 2014 г. почти в 3 раза больше объема государственного сектора, именно по сумме двух лет в 2,5 раза выше государственного сектора.

Таблица У

  2010 год 2013 год 2014 год
Объем выполненных научно-технических работ, млн. руб. из них:

— научные исследования и разработки

1 427 796

 

1 259 734

5 651 273

 

5 433 765

4 994 130

 

4 733 253

Объем выполненных научно-технических работ, млн. руб. из них:

— государственный сектор

— сектор коммерческих организаций

1 427 796

368 872

886 387

5 651 273

1 352 774

3 746 915

4 994 130

1 375 043

3 089 777

 

Что же нужно сделать для того, чтобы при ограниченности финансовых ресурсов государства и разрозненных ресурсов коммерческого сектора иметь прорыв в инновационном развитии путем увеличения инновационной активности граждан и организаций ?

Попытаемся составить некоторую систему признаков, факторов, рекоменданций которые в своей совокупности помогут нам увидеть недостающие звенья для понимания появления инновационных идей и предложений в виде проектов и их стимулирования:

  1. Нужно менять мировоззрение потенциальных инвесторов вкладывать различные ресурсы в инновации, необходимости смотреть вперед, развивать свою науку, то есть отечественную науку. Потому что на сегодняшний день многие предпочитают вложить деньги в товар, перепродать, получить прибыль. Или другая ситуация, когда люди имеют финансы и покупают ценные бумаги, вкладывают свои финансовые средства в различные спекулятивные банковские схемы. И деньги реально не работают на создание чего-то нового, материального.
  2. Высвобождение финансовых ресурсов должна происходить естественным путем снижения себестоимости продукции.
  3. Инфраструктурный базис. Вложения государства в инфраструктуру регионов, должна быть направлена на привлечение молодежи и других граждан в сферу науки и инноваций.
  4. Учебный базис новатора. Необходима просветительская работа на уровне школы, училища, университета по поводу, что такое инновации, как они создаются, как они реализовываются. Без понимания того, что почти каждый человек может быть новатором и не будет инновационных проектов, как таковых. На новатора не учат, его взращивают, учат доставать эти новые идеи из самого человека, из его сознания, из самого себя.
  5. Принцип вовлечения. На уровне региона, предприятия, учебного заведения должны проводиться на постоянной основе конкурсы по решению каких-то производственных задач региона, страны либо ожидания в произвольной форме на выражение людьми своих идей в виде инновационных проектов. И вместе с тем обязательное поощрение за такую работу.
  6. Принцип кошелька. Создать систему фондов физических лиц для финансирования проектов другими физическими лицами. То есть зарегистрировать инновационный проект гражданина, помочь ему вывести данный проект в информационную известность, сделать ему рекламу и направить на него потенциальных вкладчиков. При этом обеспечить гражданам бесплатную правовую помощь по данному направлению, так как привлекаемые средства должны быть направлены в большей степени и на иностранных граждан. Тогда отпадет необходимость искать именно государственные средства ведь будет огромный поток участников финансирования проекта.
  7. Создать равные условия хозяйствования для организаций в их инновационной и научной деятельности. То есть при тендерах по инновационным проектам не делить на государственные – «свои» и негосударственные – «остальные». Помогать организациям реализовать свои инновационные инициативы.
  8. Сам бизнес и региональная власть должны быть заинтересованы в данных инновациях, а не навязанные сверху с помощью административного ресурса.
  9. Помочь гражданам «выйти в свет» и их скоординировать. То есть, имеются работники в организациях, которые создают различные новации и в какой-то момент у них возникают трудности в сфере знаний, смежных технологий, финансов, так вот должно быть создано средство, при котором работник должен снять трубку и получить консультацию по вопросам его интересующих в плане таких же разработчиков, людей и организаций желающих вложить средства в инновационные проекты тех, кто имеет определенные технологии. Иными словами создать «Облачные технологии» создания определенных научных, инновационных, технологических баз данных, инвесторов и других категорий. Чтобы вхождение запроса по инновациям, их созданию, финансированию в данном «облаке технологий» имело алгоритм давать то, что нужно человеку, организации по данному направлению, их координации. Это и есть принцип открытости разработок. Например, есть граждане, организации, которые располагают определенными разработками готовыми, или в какой-либо стадии завершения, так вот, бывает так, что разработчикам не хватает ресурсов, чтобы окончить свои разработки и к нему обращается организация или просто инвестор и предлагают ему помочь в завершении его разработки и внедрить его продукт, но при этом он будет иметь свои доходы в последующие периоды. Разработчик не соглашается и просит дать ему единовременно крупную сумму денег и вообще забрать его проект, но инвестор не располагает данной суммой. И они не могут никак договориться и инвестор уходит. Так вот, данный пример служит для того, чтобы существовал такой информационный портал, который мог бы помочь построить данную коммуникацию с большим количеством предложением и инвесторами.
  10. Необходимо создать механизмы «коротких» и «длинных» денег. То есть на сегодняшний день в нашей стране есть бизнес сообщества, группа граждан, так называемых «бизнес-ангелов», которые готовы под интересные с их точки зрения инновационные проекты, дать денег, но величина таких денег небольшая в среднем от 1000 долл. США до 50 000 долл. США. И рассчитаны они на срок от года до 3-х лет. Так вот необходимо создать некоторую систему государственной помощи в виде инвестиционных гарантий под эти проекты. Тогда суммы могут, увеличатся в разы, но конечно и риски тоже, однако государство ничего не теряет ведь реально оно ничего не вкладывает. Но в случае реализации проекта получает некоторые договорные интересы в виде отчислений на фиксированный период времени или разрешения пользоваться данной разработкой на государственных предприятиях.
  11. Принцип индукции, то есть от частного к общему. Выше мы приводили пункт о необходимости небольших частных фондов для вложения в инновационные проекты граждан. В этой связи принцип индукции состоит в том, чтобы инновационная инициатива исходила от граждан, работников предприятий, научных коллективов и под них искали деньги, а не под деньги строили планы научных разработок, так как деньги почти всегда ограничены, а проектов намного больше. И если отталкиваться от денег, то нереализованные проекты пока будут ждать своей очереди финансирования морально и технологически устареют или будут реализованы в другой стране, а мы потом будем у них покупать данные технологии и продукцию, но уже за большие деньги.
  12. Принцип знания. Государство на уровне района, области, города должно на системной основе проводить мониторинг того, кто такие граждане нашего региона, каков их состав, их интересы и так далее. Проводить маркетинговые исследования не на уровне организации, предприятия, а на уровне местной власти. Построить механизм авторизации и получения нашими гражданами такой информации в целях понимания, в чем нуждается данный регион, каких технологиях, каких разработках и человеческая мысль, если он новатор без труда сможет предложить в данный сегмент свою разработку. И сведутся к минимуму ситуации, при которых новатор придумывает инновацию, а кому она нужна, не знает.
  13. Принцип перестройки кадров. На сегодняшний день остро стоит вопрос безработицы. Данный принцип состоит в том, чтобы государство не дожидаясь, когда человек лишится работы стимулировало предприятия повышать навыки своих работников, получать различные образования. Должна быть создана система поощрения, получения работником различных знаний, чтобы работники не застревали в своих знаниях и умениях. Технологии сегодняшнего дня появляются и также быстро устаревают, если люди в Республике Беларусь и общество в целом будет стимулировано государством на всех уровнях получать различное знание, стремиться повышать свою квалификацию, они станут намного мобильнее и профессиональней и государство в целом будет иметь выигрыш, ведь безработица повышает социальную напряженность и недовольство граждан, а данный аспект поможет обществу интегрироваться в различные системы будь то торговля или производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ затрат организаций промышленности на технологические инновации по областям и г. Минску, которые приведены ниже в Таблице З показывают, что имеется устойчивая тенденция к постоянному росту данного показателя.

Таблица З – Затраты организаций промышленности на технологические инновации по областям и г. Минску организаций промышленности, миллионов рублей

  2010 2012 2013 2014 2014 / 2013, %
Республика Беларусь 2 793 302 7 937 546 9 986 209 10 281 912 103,0
Области и г. Минск:    
Брестская 471 841 554 341 571 465 777 649 136,1
Витебская 346 638 1 612 337 1 997 198 1 917 604 96,0
Гомельская 734 299 2 420 439 2 203 494 4 107 198 186,4
Гродненская 482 711 726 170 170 861 200 411 117,3
г. Минск 455 857 1 035 191  1 242 268 1 677 516 135,0
Минская 137 964 559 580 1 119 424 1 027 239 91,8
Могилевская 163 992 1 029 488 2 681 499 574 295 21,4

 

Другой вопрос, как эти данные соотносятся с ростом цен на приобретаемые машины и оборудование, которые зачастую приобретаются за рубежом за валюту, также как высокие технологии и права на них. Конечно, сложно однозначно говорить о том, что нынешний уровень вложений в технологическое инновационное развитие отраслей и регионов является тем уровнем, при котором удовлетворяются потребности промышленных организаций в научных исследованиях и разработках. Скорее они удовлетворяются, но не в тех объемах, которые позволили бы сделать передовой скачок в области опережения конкурентов на внешнем рынке в сфере технологически-конкурентоспособной емкости производимой продукции. В этой связи при имеющимся дефиците ресурсов и финансовых средств необходимо нематериальное стимулирование инновационно-активных работников, относительно небольшие вложения в работников по средством премиального стимулирования за реальные предложения, проекты дадут больший эффект, чем вкладывать средства в иностранные разработки и технологии. Но пока данная система не внедрена на должном уровне организациям приходится поступать по накатанных схеме – кто думает за нас где-то, там, же где-то производит, а мы просто покупаем у них готовое. Необходимо менять на системной основе подход к развитию мотивационной части всех работников, которые включены в процесс производства, на всех стадиях жизненного цикла товара и предприятия в целом.

 

 

Проблемы роста спроса и предложения и ограниченности отечественных научных разработок

1 — Росту спроса на отечественные разработки ничто не препятствует, но его почти нет, ни со стороны бизнеса, ни со стороны государства;

2- На рынке можно приобрести более дешевые и качественные разработки зарубежных компаний;

3- Отечественные разработчики не ориентируются на нужды конкретного заказчика;

4- Отечественные научные организации не могут предложить необходимый комплекс услуг;

5- Качество отечественных разработок не соответствует потребностям предприятий;

6- Рост цен на отечественные научные разработки;

7- Государство не стимулирует компании приобретать отечественные научные разработки;

8 -Недостаточная информация о перспективных отечественных научных разработках;

9- Права на результаты научно-технической документации в основном принадлежат государству;

10- Искаженное в СМИ представление о качестве отечественных научных разработок.

11- Недостаточность информации о конкурентоспособных и договороспособных научных коллективах (подразделениях, организациях) – разрыв традиционных связей, существенные изменения, необходимость взаимодействия на уровне лабораторий и кафедр, высокая неоднородность сектора исследований и разработок

12- Существенность проблемы передачи прав на результаты исследований и разработок, финансируемых за счет государственных средств, для компаний

13- Настроенность системы государственной поддержки на «подхват» готового научного задела — краткосрочность проектов (до 3лет)

14- Низкая инновационная восприимчивость крупных компаний — несовершенство организационной структуры

15- Слабость менеджмента научных организаций по реализации проектов в интересах бизнеса – ориентация на процесс, «вольность» в отношении сроков и ресурсов

16- Неразвитость инструментов участия бизнеса в формировании государственного спроса на исследования и разработки: государственный спрос на в значительной мере ориентирован на потребности (интересы) самих научных организаций

17- Превалирование мер по стимулированию предложения над мерами по стимулированию спроса: риск снижения заинтересованности научных организаций в расширении взаимодействия в бизнесом

18- Представители научных организаций признают значимость проблемы недостаточной комплексности услуг. Существенной им также представляется проблема с правами на результаты НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств.

19- Неразвитая грантовая система

20- Низкий уровень коммерциализации проектов и их мобильности

21- Непривлекательность науки для молодых специалистов

22- Слабое планирование НИОКР, либо вообще отсутствие такого планирования особенно в долгосрочной перспективе

23- В большей степени спрос на НИОКР предъявляют только крупные компании

24- Затраты на инновации предприятия предпочитают направлять либо на частичную модернизацию существующих технологий производства, либо на модификацию существующих продуктов

25- Разработка принципиально новых технологий производства остается на крайне низком уровне, промышленные организации отдают предпочтение обкатанным зарубежным технологиям

26- Отсутствует система соревнования в сфере науки и инноваций, как на уровне специалистов научной сферы, так и на уровне школ, училищ, университетов, предприятий.

 

Стимулирование со стороны государства:

— Стимулирование предложения в сфере инноваций;

— Стимулирование спроса на инновации с помощью разных льгот;

— Стимулирование спроса на инновации административными методами;

— Стимулирование связей между участниками инновационных процессов (разработчик-бизнес, разработчик-государственное предприятие и прочие);

— Содействие созданию новых высокотехнологичных фирм (налоговые стимулы);

— Стимулирование расходов компаний на обучение и переобучение своих сотрудников;

— Содействие расширению инновационно-ориентированного класса молодых предпринимателей.

— Предоставление инвестиционных кредитов (государственных гарантий) для поддержки импорта перспективных зарубежных технологий.

— Содействие соревновательному, конкурсному принципу появления новых разработок, улучшение имеющихся. Градация данных конкурсов по принципу «Юношеский», «Молодежный», «Новое для мирового рынка», также можно группировать по отраслям экономики, по территориальному признаку (область, район), комбинационный принцип – «Областной, Молодежный, Новый для мирового рынка» и так далее.

— Содействие новаторам в дальнейшем трудоустройстве или помещения их личных данных в специальные базы, для отслеживания данных граждан и предоставлении им, при необходимости, различных бонусов или льгот со стороны государства по месту их работы. Предоставление им помощи в выезде за рубеж для обмена опытом с другими учеными и новаторами (например, внутри Союзного государства или ЕВРАЗЭС), то есть полное или частичное софинансирование, или их обучении, переобучении также по принципу софинансирования, например 50% стоимости обучения за счет государства;

— Созданию молодежных научных клубов,

— Созданию на территории города небольшого района, где будет по льготным ценам строиться жилье для новаторов и ученых, одновременно обязав их на договорной основе 10-15 лет прожить в данном регионе и заниматься исследовательской и другой научной деятельностью на условиях партнерства.

Дмитрий Радьков